Выставка керамики из собрания МКГ

svidanie


«Гончарные фантазии»
Выставка керамики из собрания Магнитогорской картинной галереи

Работа экспозиции: 24 ноября 2020 г. - 27 марта 2021 г.



Слово «гончар» происходит от слова «горн» – печь для обжига керамики. В древние времена мастера, работающего с глиной, именовали «горнчар» или «горнец», иногда и просто шуточно «горшкошлеп». И всё же, если пристально присмотреться, как бы сердцем, то становится понятен первоначальный Божий замысел. Ёмкое, удивительное слово гончар, данное нам в употребление свыше, не случайно звучит, как призыв к сотворению чуда – чуда новой жизни и красоты в движении гончарного круга (гон - чар). Кстати, гончарное дело, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии огня, и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.
Гончарному делу свойственна глубокая преемственность традиций. Пожалуй, ни один другой вид народного искусства, как керамика, не обладает такой устойчивостью форм и технических приемов, кажущихся многие века неизменными. Секрет этого парадоксального явления – в древности гончарства, всеобщности его природы и средств выражения, возникновение которого историки относили к эпохе неолита, а с недавнего времени связывают уже с мезолитом. В Хорватии были обнаружены фигурки животных, возраст которых не менее 17,5 тысяч лет. Глиняные изделия изготовлялись повсюду, где находились залежи гончарных глин, а сама их обработка, приготовление глиняной массы, создание с помощью гончарного круга объемного предмета, украшение его простейшими способами – весь этот процесс рождения гончарного изделия, многократно повторяемый поколениями мастеров, привел к своеобразной универсальности этого вида искусства. Древнейший промысел нашел себя и в 21 веке. Он по-прежнему современен и несет на себе печать не только тех или иных традиций, но и авторского вдохновения.
В экспозиции новой выставки можно увидеть большое многообразие керамических форм разных авторов, школ и народов, в том числе знаменитую керамику мастеров из города Скопино  Рязанской области, керамику грузинскую и кобанскую (из аула Балхар). Изготовление посуды в гончарных промыслах повсюду сопровождалось лепкой глиняных игрушек. В них мастера давали волю своей творческой фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц, всегда сказочно-мифологических и одновременно реальных. Нередко игрушки становились свистульками и  назывались окаринами. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах, дополняя скульптурный образ звуковыми аналогиями. Поэтому в пространстве выставочного зала наряду с посудными формами органично существуют глиняные игрушки мастеров деревни Филимоново Тульской области, заречной слободы Дымково, близ города Кирова,  а также города Каргополя Архангельской области. В этих художественных центрах работает уже новое поколение мастеров и их изделия до сих пор пользуются спросом.
Сегодня гончарное искусство вновь становится популярным. Современные художники-керамисты с удовольствием вспоминают старое ремесло, возрождают забытые способы изготовления посуды, приобщают к основам гончарного дела детей, изучают традиционные формы, глазуровку, молочение, обварку, роспись ангобами, чтобы не ушло в прошлое это мастерство и не прервалась традиция древнего гончарного искусства.

 

Куратор выставки Ю. В. Лященко