banner pgu

Activ

Партнеры

Марков Александр Геннадьевич
Депутат МГСД, 
Генеральный директор ООО "Метам"




Главная События Архив 40 лет МКГ

40 лет МКГ

svidanie


К ЮБИЛЕЮ Магнитогорская картинная галерея получила самый лучший подарок!

ПОДАРОК РОДОМ ИЗ ФРАНЦИИ

Каждый музейный предмет имеет свою историю. Она бывает простой, развивающейся по обычной схеме: художник – музей или художник – коллекционер, но чем старше предмет, тем история его «жизни» интересней. Произведение искусства может менять своего владельца неоднократно и долгие годы вообще не видеть света, а значит и зрителей. Иногда при попадании предмета в музей возникают сложности по определению авторства, его подлинности и даты создания. Процесс атрибуции может растягиваться во времени, особенно в провинциальных музеях, где научные сотрудники одновременно выполняют несколько функций.

Примером может служить история, связанная с предметом из коллекции «Скульптура». В 1991 году галерея приобрела у владелицы Дюкаревой Г.С. бюст великой княгини Марии Фёдоровны из бисквита. Это был портрет молодой женщины, одетой в платье с большим декольте, декорированное кружевами и бантом. Через правое плечо переброшена орденская лента. Слева на платье закреплена шитая орденская звезда Святой Великомученицы Екатерины и Большой Крест. Поверх платья на плечи наброшена накидка, пластичными складками собранная снизу. Голова женщины украшена сложной прической, включающей как многочисленные локоны, так и ткани, перья, розы и т.п.

На плинте и сзади на спине бюста стояли два клейма с текстами: «MARIE FEODOROVNA» и «SEVRES AD-96-8». Скульптура была в хорошей сохранности, но документов, подтверждающих её подлинность, конечно, не было. Не было и точных сведений о том, каким образом она попала в семью, поэтому долгое время этот музейный предмет считался лишь репликой хорошего качества. Кстати, рынок произведений искусства наполнен разного рода подделками, и этим ни кого не удивишь. В то время ещё не было Интернета, и поэтому работа по атрибуции бюста была отложена до лучших времён.
Точка в этой истории была поставлена в 2020 году. 1-го июня этого года Магнитогорской картинной галерее должно исполнится 40 лет. Лучшим подарком к юбилею является не только пополнение собрания, но и разработка новых мероприятий и выставочных проектов, одним из которых стал проект виртуальной выставки из собрания галереи «САМЫЙ, САМЫЙ». Началась подготовительная работа - сбор данных об отобранных предметах и составление аннотаций к ним. В изобразительный ряд был включён и бюст Марии Фёдоровны. Нужно было собрать необходимую информацию об этом предмете, подтвердить его подлинность и время создания, т.е. на самом ли деле этот музейный предмет родом из Франции и выполнен мастерами Севрской фарфоровой мануфактуры.

Начались первые поиски через Интернет. Забив в поиске «клейма Севра» было установлено, что по букве после надписи «SEVRES» можно установить время отливки предмета. Но на нашем предмете стояли сразу две буквы «AD», цифры «96», а через небольшой интервал ещё одна цифра «8». Ничего подобного не было найдено. Необходимо было продолжить поиски информации с другого конца.

Портретируемая, согласно надписи на бюсте, являлась Великой княгиней Марией Федоровной, принцессой Вюртембергского дома. Она была второй супругой российского императора Павла I, матерью императоров Александра I и Николая I. В 1782 году супруги совершили инкогнито путешествие по странам Европы, представляясь как граф и графиня Северные (дю Нор). Они посетили Францию и Севрскую фарфоровую мануфактуру и получили в подарок от короля Людовика XVI большую группу произведений этого предприятия, в том числе своих портретов работы С.-Л. Буазо. Известно, что через три года С.-Л. Буазо повторил в бисквите портреты графа и графини Северных, экземпляры которых ныне хранятся в музее Севрской мануфактуры. Во второй половине XIX в. возрождается интерес к искусству последней четверти XVIII в. и на Севрском заводе повторяют по старым моделям или формам многие бисквитные композиции, в том числе в 1857 г. портреты графа и графини Северных, экземпляры которых хранятся как в музее Севрской мануфактуры, так и в других собраниях, в том числе в Павловском дворце-музее.

Логично было выйти на сайт Государственного музея-заповедника «Павловск», там наверняка есть изображения Марии Фёдоровны в разных материалах, может быть даже бюст, подобный нашему. Связавшись по «электронке» с заместителем директора по научной работе Рифатом Равильевичем, я обрисовала нашу проблему. Он попросил прислать фотографии предмета и надписей на нём. Буквально минут через пять, вышел на связь и сообщил мне, что такого бюста в собрании музея нет, поэтому все присланные ему данные по нашему музейному предмету он отправил своему хорошему знакомому, Яну Эрвиновичу Виленскому, старшему научному сотруднику Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа. Я естественно не возражала.

В течение этого же дня было получено сообщение из Санкт-Петербурга, которое вызвало бурю восторга. Оказалось, что в собрании Магнитогорской картинной галереи находится ПОДЛИННОЕ ИЗДЕЛИЕ Севрской мануфактуры, изготовленное по знаковому событию, приуроченному к визиту императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В 1896 году на Севре по моделям XVIII века были изготовлены бюсты императрицы Екатерины II, великой княжны Марии Федоровны, великого князя Павла Петровича, императора Александра I и подарены августейшей чете. Они были изготовлены не в единственном числе, что-то приобреталось свитой, кто-то покупал позднее. Бюст Марии Фёдоровны находится в коллекции Эрмитажа, он поступил туда из Зимнего дворца.

Наш музейный предмет по своим параметрам полностью соответствовал эрмитажному. Совпадал материал – бисквит (неглазурованный фарфор), размеры и надписи. Буквенные знаки на бюсте означали следующее: «AD» – формовщик Альфонс-Виктор Дюмен? (Alphonse-Victor Dumain). Он выполнил эту работу по модели известного французского скульптора последней четверти XVIII века Симона-Луи Буазо (Louis-Simon Boizot) 1781 года создания. Скульптор с 1773 по 1800 гг. возглавлял Королевскую Севрскую фарфоровую мануфактуру и смог высоко поднять искусство пластики в фарфоре и бисквите, что принесло всемирную славу этому предприятию. Цифры «96» - 1896 год создания, а цифра «8» - скорее всего тираж.
Сколько владельцев за 100 лет пришлось сменить нашему музейному предмету, последние из которых, наверняка, не догадывались о его ценности, история умалчивает. Главное, что бюст великой княжны уцелел в годы революции, в хорошей сохранности дошел до наших дней и попал именно в музейную коллекцию, что гарантирует ему долгую жизнь.

Налицо преимущество нашего века высочайших технологий. Благодаря помощи и поддержке коллег-музейщиков буквально в течение одного дня была установлена и подлинность музейного предмета, и необходимые данные о нём. Результат проделанной исследовательской работы по атрибуции произведения скульптуры стал настоящим подарком к 40-летию Магнитогорской картинной галереи. Теперь этот предмет является единственным экспонатом в собрании Магнитогорской картинной галереи, относящимся к высоким образцам западноевропейского прикладного искусства. Начало новой коллекции положено… Возможно в будущем появятся и другие интересные экспонаты с другими интересными историями.

М.Ф. Абрамова, главный хранитель, искусствовед, член СХ России