banner pgu

Activ

Партнеры

Марков Александр Геннадьевич
Депутат МГСД, 
Генеральный директор ООО "Метам"




Главная События Архив ДЕНЬ РОССИИ

ДЕНЬ РОССИИ

Главный хранитель МКГ, искусствовед М. Ф. Абрамова представляет мини-выставку из собрания графики "Виват, Россия!"


Во время карантина Магнитогорская картинная галерея презентует для своих зрителей небольшую виртуальную выставку из музейного собрания «ВИВАТ, РОССИЯ!», посвященную Дню России (12 июня). На ней представлены произведения графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Вошедшие в экспозицию произведения, знакомят зрителей со многими страницами истории нашего государства, начиная с давних времен. Народная фантазия наделила исключительными качествами - могучей силой, духом вольности, доброты и любви к своему Отечеству, былинных героев Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. С раннего детства они стали любимыми, практически реальными персонажами. Как напоминание о далеком героическом прошлом русского народа, отразившимся в былинных сказаниях, на выставке представлен литографский лист Евгения Кибрика с образом Ильи Муромца из серии иллюстраций к «Русским былинам».

Уникальному памятнику культуры XII века, жемчужине древнерусской литературы - поэме «Слово о полку Игореве», повествующей о печальной истории похода князя Игоря против половцев, посвящена работа из большой станковой серии украинского художника Василия Лопаты. Композиция выполнена в технике линогравюры и отличается виртуозным мастерством исполнения. Лист «Трагедия земли русской» настолько эмоционально насыщен, что, кажется, можно услышать скрежет мечей, стоны раненных и храп лошади… Активная, напряженная пластика форм, особая выразительность четких штрихов гравюры, убедительно передают состояние напряженности и драматизма происходящего.

Главные герои «Слова» князь Игорь и Ярославна воплощены в скульптурных портретах Николая Полещука. Выразительно объемно-пластическое решение работ - большой масштаб, огромные глаза, ярко-выраженные скулы. Все это убедительно работает на создание ёмкого художественного образа князя и его супруги. Оба портрета наполнены ощущением внутренней силы, мужества и достоинства. Реалистическую убедительность героям «Слова», выполненным из дерева, придает и последующая их раскраска цветом. Это авторское решение вполне соответствует истории: на территории славянских государств, как и в античном мире, полихромная архитектура и скульптура была широко распространена.

Не могло остаться без внимания и такое знаковое историческое событие, как Крещение Руси, осуществленное в 988 году князем Владимиром Святославичем. На эту тему в собрании галереи есть декоративная стилизованная композиция «Крещение Руси» Елены Щетинкиной, выполненная в фарфоре. Автору удалось найти необычное пластическое решение данной формы через обращение к трем главным «говорящим» символам темы. Они соединены в одном лаконичном объеме: мчащийся во весь опор КОНЬ с голубыми глазами, олицетворяющий Древнюю Русь и «прорастающая» верой сквозь его корпус свеча православной ЦЕРКВИ, навершием купола которой является ГОЛУБЬ - дух святой. Белый цвет материала с легкой и свободной росписью оттенками охры становится еще одним дополнительным символом, и звучит в композиции как олицетворение духовной чистоты и просветления.

Со школьной скамьи всем известно, что благословив на страшную битву великого князя Дмитрия Донского, Преподобный Сергий вселил несокрушимую веру в победу над «ворогами». На линогравюре «Перед боем» Сергея Харламова изображен момент глубокого и сосредоточенного моления коленопреклоненного князя Дмитрия и его воинской рати перед решающим сражением. Над их головами развевается великокняжеский стяг с образом Спасителя, как гарант божеского участия в судьбе россиян. Не менее выразительна и сцена героической битвы, жестокой и беспощадной, в другой его работе художника - «Куликовская битва».

В истории Государства Российского будет еще много решающих моментов, но из всех оно выйдет с честью! Примером этому является Отечественная война 1812 года. На выставке можно увидеть гравюры в технике офорта художницы Ольги Тучиной - «Бородинская битва» и «Изгнание французов из России». Тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., еще более значимой, еще более героической и более жертвенной страницы нашей истории, представлена произведениями графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Авторами работ являются художники Олег Яхнин, Алексей Гетманский, Александр Лаптев, Леонас Жуклис и Людмила Уртаева.

Небольшой экскурс в историю русской архитектуры и градостроительства позволят совершить два листа из серии иллюстраций к поэме Н. Кончаловской «Славен град Москва» талантливого художника книги Евгения Монина, выполненные в уникальной технике. В составе всей серии они воссоздают историю строительства города, заложенного князем Юрием Долгоруким в 1156 году. После многочисленных пожаров и разрушений от набегов половцев из простой бревенчатой крепости Москва спустя столетия становится политическим и экономическим центром Руси. Меняется и градостроительная концепция древних зодчих. Деревянные храмы с дубовыми стенами во время княжения Дмитрия Донского сменяются каменными, и весь город обносится кольцом защитных кирпичных стен. Для передачи пространства художник использует прием обратной перспективы, столь популярный в древнерусском искусстве, особенно в иконописи. Действие на плоскости листов разворачивается снизу вверх. Занимательные цветные «картинки знакомят с удивительным обновлением и преображением главного русского града.

О большой духовной культуре народа свидетельствует, безусловно, множество православных храмов - уникальных памятников русской архитектуры. Современные художники из разных городов искренне очарованы красотой деревянных и каменных творений древних зодчих, их удивительными пропорциями и красотой. Подтверждение этому - акварели Владимира Маторина.

Выставка имеет небольшой раздел персоналий, в который входят изображения известных российских деятелей истории и культуры. Его представляют окарины художника-керамиста Валерия Хорхолюка с шуточными образами Екатерины Великой, Петра I и Генералиссимуса Александра Суворова. Юмор по отношению к этим великим персонам нисколько не умаляет их достоинства и значимости, а только свидетельствует о популярности и особой харизме данных личностей, которые сыграли решающую роль не только в истории России, но и в мировой политике. В «персоналии» есть и образы классиков русской литературы - скульптуры Александра Пушкина и Алексея Горького, а также графическая миниатюра с портретом Льва Толстого.

Все произведения выставки, как и многие другие, являются частью Общероссийского Музейного фонда и национальным достоянием Российской Федерации. Конечно, в собрании Магнитогорской картинной галереи много предметов на данную тему, но формат виртуальной экспозиции не позволяет расширить ее изобразительный ряд. Надеемся, что выставка «ВИВАТ, РОССИЯ!» не только предоставит возможность широкому кругу пользователей Интернета совершить небольшой экскурс в историю Государства Российского, но и поможет укрепить высокие патриотические чувства и благородные стремления. Необходимо помнить во все времена, что «велик только тот народ, который обладает исторической памятью!»

М.Ф. Абрамова, главный хранитель МКГ, искусствовед, член СХ России