banner pgu

Activ

Партнеры

Марков Александр Геннадьевич
Депутат МГСД, 
Генеральный директор ООО "Метам"




Главная События Текущие Выставка керамики из собрания МКГ

Выставка керамики из собрания МКГ

svidanie


«Гончарные фантазии»
Выставка керамики из собрания Магнитогорской картинной галереи

Работа экспозиции: 24 ноября 2020 г. - 06 февраля 2021 г.



Слово «гончар» происходит от слова «горн» – печь для обжига керамики. В древние времена мастера, работающего с глиной, именовали «горнчар» или «горнец», иногда и просто шуточно «горшкошлеп». И всё же, если пристально присмотреться, как бы сердцем, то становится понятен первоначальный Божий замысел. Ёмкое, удивительное слово гончар, данное нам в употребление свыше, не случайно звучит, как призыв к сотворению чуда – чуда новой жизни и красоты в движении гончарного круга (гон - чар). Кстати, гончарное дело, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии огня, и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.
Гончарному делу свойственна глубокая преемственность традиций. Пожалуй, ни один другой вид народного искусства, как керамика, не обладает такой устойчивостью форм и технических приемов, кажущихся многие века неизменными. Секрет этого парадоксального явления – в древности гончарства, всеобщности его природы и средств выражения, возникновение которого историки относили к эпохе неолита, а с недавнего времени связывают уже с мезолитом. В Хорватии были обнаружены фигурки животных, возраст которых не менее 17,5 тысяч лет. Глиняные изделия изготовлялись повсюду, где находились залежи гончарных глин, а сама их обработка, приготовление глиняной массы, создание с помощью гончарного круга объемного предмета, украшение его простейшими способами – весь этот процесс рождения гончарного изделия, многократно повторяемый поколениями мастеров, привел к своеобразной универсальности этого вида искусства. Древнейший промысел нашел себя и в 21 веке. Он по-прежнему современен и несет на себе печать не только тех или иных традиций, но и авторского вдохновения.
В экспозиции новой выставки можно увидеть большое многообразие керамических форм разных авторов, школ и народов, в том числе знаменитую керамику мастеров из города Скопино  Рязанской области, керамику грузинскую и кобанскую (из аула Балхар). Изготовление посуды в гончарных промыслах повсюду сопровождалось лепкой глиняных игрушек. В них мастера давали волю своей творческой фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц, всегда сказочно-мифологических и одновременно реальных. Нередко игрушки становились свистульками и  назывались окаринами. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах, дополняя скульптурный образ звуковыми аналогиями. Поэтому в пространстве выставочного зала наряду с посудными формами органично существуют глиняные игрушки мастеров деревни Филимоново Тульской области, заречной слободы Дымково, близ города Кирова,  а также города Каргополя Архангельской области. В этих художественных центрах работает уже новое поколение мастеров и их изделия до сих пор пользуются спросом.
Сегодня гончарное искусство вновь становится популярным. Современные художники-керамисты с удовольствием вспоминают старое ремесло, возрождают забытые способы изготовления посуды, приобщают к основам гончарного дела детей, изучают традиционные формы, глазуровку, молочение, обварку, роспись ангобами, чтобы не ушло в прошлое это мастерство и не прервалась традиция древнего гончарного искусства.

 

Куратор выставки Ю. В. Лященко