Activ

banner pgu

Партнеры

oblast001.jpg

/images/oblast002.jpg

Мы в соцсетях

 


Главная События Архив Мини-выставка "Детство"

Мини-выставка "Детство"

ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

Друзья! Поздравляем всех с праздником!
Рады начать сегодняшний день с мини-выставки из собрания МКГ "Детство".


Воспоминания о детстве сопровождают человека всю его жизнь. Есть особое свойство детской памяти, - хранить светлые моменты, забывать тяжелые…. Эта пора в жизни человека очень важна: формируется нравственный стержень личности, вкусы и предпочтения, отношение к жизни, труду, другому человеку.
В изобразительном искусстве тема детства и собственно детский портрет появились достаточно поздно. Мир детства — неотъемлемая часть жизни любого народа, однако осознание детства как особого периода в жизни человека, да и само понятие детства практически отсутствовало в культуре европейского средневековья. Понимание детства как особого периода в жизни человека, происходит постепенно, начинаясь в эпоху классицизма, и продолжает развиваться по настоящий день. Здесь можно привести цитату из исследования Василия Белова: «Писатели и философы называют детство самой счастливой порой в человеческой жизни. Увлекаясь таким утверждением, нельзя не подумать, что в жизни неминуема пора несчастливая, например старость.
Народное мировоззрение не позволяет говорить об этом с подобной определенностью. Было бы грубой ошибкой судить о народных взглядах на жизнь с точки зрения такого сознания, по которому и впрямь человек счастлив лишь в пору детства, то есть до тех пор, пока не знает о смерти. У русского крестьянина не существовало противопоставления одного жизненного периода другому. Жизнь для него была единое целое».
В искусстве средних веков и эпохи абсолютизма мы видим портреты детей из аристократического сословия, где фиксировались, в первую очередь, сословные признаки и фамильное сходство (испанские принцессы Хуана Пантохи дела Круc, «Голубой мальчик» Томаса Гейнсборо). В Италии в эпоху Возрождения появились первые изображения детей, где наметился интерес к духовному миру ребенка (Пинтуриккио «Портрет мальчика»). С большой теплотой изображал «Уличных ребятишек» испанский художник XYII века Мурильо. Певцами детства можно назвать русских художников XIX- начала XX вв. Карла Лемоха и Николая Богданова-Бельского. Их интересовала жизнь бедных крестьянских детей России, их печали и радости.
В картинах из собрания Магнитогорской картинной галереи мы видим детские портреты, сценки из детской жизни.

На масштабном полотне Карена Агамяна «Город. Утро», только ребенок с радостью встречает наступающий день, для взрослых утро - это ежедневная рутина, повторяющаяся изо дня в день.
Этюдная по духу композиция Гюлли Мустафаевой «Девочка за чаем» выполнена в духе русского импрессионизма. Азербайджанская художница уловила непосредственность поведения ребенка.
Челябинский живописец Павел Ходаев так же увлекся передачей состояния младенца, в полусне перебирающего игрушки.
В психоделических цветах предстаёт «Страна чудес» магнитогорца Александра Польских. Сложность существования ребенка в современном мире передана им с определенным оттенком драматизма.
Еще один магнитогорский автор - Генрих Соболев - в картине «Мальчик с одуванчиком» рассказывает о хрупком духовном мире ребенка, его ранимости, замкнутости, сосредоточенности на собственных переживаниях.
Беззаботность детских игр Семена Чуйкова подчеркнута полным обнажением играющих на берегу реки киргизских ребятишек. Они чувствуют себя в родном краю в полной безопасности.
Полотно «Девочка-таджичка» Гаврилова выходит за рамки этнографического описания – помимо первого впечатления от яркого национального наряда изображенной девочки мы угадываем и её застенчивый характер и состояние смущения, которое она на момент написания картины испытывает.

Завершаем наш рассказ стихотворением Варлама Шаламова о детстве:

Я забыл погоду детства -
Тёплый ветер, мягкий снег.
На земле, пожалуй, средства
Возвратить мне детство нет.

И осталось так немного
В бедной памяти моей -
Васильковые дороги
В красном солнце детских дней,

Запах ягоды-кислицы,
Можжевеловых кустов
И душистых, как больница,
Подсыхающих цветов.

Это всё ношу с собою
И в любой люблю стране.
Этим сердце успокою,
Если горько будет мне.

Текст: искусствовед, хранитель фонда живописи МКГ, заведующая ИОЦ МКГ - Л. И. Филатова

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!