Activ

banner pgu

Партнеры

oblast001.jpg

/images/oblast002.jpg

Мы в соцсетях

 


Главная События Архив Ко Дню рождения Магнитогорска!

Ко Дню рождения Магнитогорска!

svidanie

Представляем вашему вниманию статью М.Ф. Абрамовой, главного хранителя музейных предметов МБУК «МКГ», искусствоведа, члена Союза художников России.

МАГНИТКА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ


Любимому Магнитогорску в 2021 году исполнилось 92 года. Еще немного и он достигнет векового рубежа. Его первые строители связывали с ним свои чаяния, судьбу, будущее, вкладывали в него душу. И любимое дитя родилось, оправдав все надежды. Магнитка стала городом мужества, стали, вдохновения и трудовой славы! Строили тогда не только новый металлургический гигант и новый город, строили новый мир и нового советского человека. Рождение и развитие города-легенды во времени – от первых палаток до современного архитектурного облика, запечатлено в работах многих художников, но большая часть произведений выполнена, конечно же, живописцами и графиками города.
Выставка из собрания Магнитогорской картинной галереи «ДЕНЬ ГОРОДА» наглядное тому подтверждение.
В экспозиции представлены такие виды искусства, как живопись, графика, декоративно-прикладное творчество и скульптура. Магнитогорцы и гости города имеют возможность совершить путешествие, находясь в небольшом пространстве выставочного зала с производственными видами, строительством металлургического комбината, портретами первостроителей, металлургов, доменщиков, работников культуры, выполненными в 30-е и последующие годы. Темой же данной публикации является городской пейзаж.
Первым летописцем Магнитки по праву считается Георгий Соловьев (1897-1970). Когда молодой художник приехал на великую стройку Южного Урала, города по существу еще не было. Он увидел лишь брезентовые палатки и засыпные бараки. Но трудности не испугали его. Смело шагнув навстречу новой жизни, он посвятил Магнитогорску и жизнь, и своё творчество, стал первым его летописцем и патриархом магнитогорских художников. В экспозиции выставки есть такие известные его работы, как «Строительство Магнитки», «Гора Магнитная» и «Первые палатки», которые являются живыми иллюстрациями прошлого, вызывая большой зрительский интерес.
В экспозиции выставки можно вновь увидеть живописные картины «Строители Магнитки» (1979) Анатолия Ладного из Челябинска, а также работы магнитогорских художников, которые внесли весомый вклад в создание «Художественной летописи Магнитки» - «Красная палатка» (1973-74) Леонида Поскребышева (1934-2008), «Южный переход» (1982), Юрия Шумова (1949-2021) и многих других.
Триптих Рината Шарафутдинова – «Старый город» (1991), «Первый снег. Свидание» (1991), «Серый день» (2005), с видами города написан с особой теплотой, он наполнен покоем и тишиной, очень теплый и светлый по своей интонации. В композициях есть обязательное развитие некой сюжетной линии – встреча влюбленных или ожидание встречи с букетом цветов, прогулка с собакой. Являясь художником уже другого поколения, он воспринимает Магнитку иными глазами, в первую очередь, как свою малую родину. Созданное автором особое камерное пространство – это мир детства и гармонии. Его привлекает застройка 30-50-х годов со старой архитектурой, небольшими жилыми кварталами с их уютными двориками и невысокими домами. Фрагменты застройки Ленинского района запечатлены и в его легких и быстрых графических зарисовках, выполненных черным линером («Полдень в городе», 2019; «Дом по ул. Менделеева», 2017; «Карагач», 2017).

svidanie

Уголки старого города притягательны для многих живописцев и графиков, в их числе и Александр Величко, активно работающий в технике акварели. Работы воссоздают живые и меткие наблюдения художника, отличаются профессиональным мастерством, цельностью замысла и ритмической завершенностью. Свободно владея кистью и цветом, автор передает тонкие воздушно-тональные отношения и эмоциональные состояния («Уголки нашего города», 2004; «Ветреный день», 2004; «На улице Строителей», 2004 и др.). Его городские пейзажи лишены официоза, они подкупают своей камерностью, умением находить необычный ракурс, позволяющий подчеркнуть достоинства и прелесть старой архитектуры, декора, зеленых островков пространственной среды или сказочность заснеженных деревьев.
Наполнено теплыми чувствами и пейзажное полотно Эдуарда Медера «Зима. Улица Гагарина» (2012). Следуя принципам эмоционального пленэризма, он умело использует живописную фактуру, живой ритм мазков, уверенно передающий красоту цветотональных отношений и солнечную пульсацию. В его работе присутствует непосредственность и свежесть восприятия. Небольшой фрагмент города пленяет своим очарованием и красотой.
В жанре городского пейзажа активно работал и Александр Шибанов (в настоящее время живет в Перми). В своих печатных миниатюрах художник использует кисть, тушь, иногда гуашь и акварель. Запечатлённые им виды родного города – площади, памятники и архитектура. Небольшие по размеру композиции отличаются цельностью замысла, документальной точностью, классической чёткостью пространственных ритмов. Преданность художника выбранной теме на протяжении многих лет – это воплощение его искренней любви к родному городу, который прекрасен в любое время года. Работы выполнены на высоком профессиональном уровне, легко и изящно.
На выставке представлены не только уже хорошо известные зрителям произведения, но и музейные предметы, поступившие в дар галерее недавно и экспонирующиеся впервые, например, графический лист известного живописца и летописца Магнитки, заслуженного художника России Федора Разина (1927-2014). Акварель «Сквер металлургов» с любимой зоной отдыха горожан выполнена мэтром приблизительно в 50-60 годах. Глядя на неё, мы совершаем небольшое путешествие во времени: на площади первого плана еще мало автомобильного транспорта, деревья в сквере еще совсем маленькие, слева виден фрагмент ЦУМа, а на горизонте – огромная территория металлургического комбината с дымами.

svidanie

Путешествие продолжается, и графическая серия Анатолия Заборского отправляет нас уже в 70-80е годы. Согласно генплану город активно расширял свою территорию вдоль реки Урал строго на юг. Крупнопанельные и блочные жилые дома росли как грибы. В это время художник работал в тресте «Магнитострой», сейчас ему уже 96 лет. На небольших по формату акварелях можно увидеть не только виды комбината, но и строительство 114 квартала (западная часть городской застройки до ул. Грязнова), городской пляж, организованный прямо у центрального перехода, пруд с яхтами, трамвайную остановку на пустыре с видом на левый берег и ТЭЦ.
Как ни странно, но наиболее полно раскрывает образ и индивидуальность нашего рабочего города работа украинского художника Владимира Карася «Утро над Магнитогорском» (1981), выполненная в технике литографии. Отметив своеобразие городской планировки – деление по реке Урал на промышленную и жилую зоны и объединив их летящими навстречу друг другу чайками, он подчеркнул единство производственной и культурной жизнедеятельности горожан. Автору, бесспорно, удалось простыми и лаконичными средствами черно-белой графики создать емкий и поэтический образ Магнитогорска-труженика.
Представленные на выставке работы столь живописны и красивы, что должны вызвать неподдельный интерес и желание вновь пройтись по улочкам Магнитки. Пройтись медленно, с удовольствием открывая для себя город заново. Магнитогорск, как глазами художников, так и в глазах его жителей и гостей должен оставаться любимым и интересным не только своей историей, победами в труде и спорте, достижениями в области культуры, но и своим неповторимым и уникальным обликом. Но город является живым организмом, он постоянно меняется - появляются новые памятники и парковая скульптура, обновляются парки и скверы. Для художников же – это новая интересная тема, новые виды и объекты, достойные кисти и карандаша.


 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!