banner pgu

Activ

Партнеры

Марков Александр Геннадьевич
Депутат МГСД, 
Генеральный директор ООО "Метам"




Главная События Архив Выставка "Память творческого чувства"

Выставка "Память творческого чувства"

svidanie


Продолжаем знакомить с творчеством магнитогорского мастера В. И. Захарова-Холмского!
Куратор выставки и главный хранитель МКГ - М. Ф. Абрамова рассказывает о значимых работах автора.

В.И. Захаров-Холмский. БИТВА ПРИ АНГИАРИ. 2008. Холст. Масло. 146х150 (принадлежит семье художника)


В творчестве Захарова-Холмского и в графике, и в живописи, было много композиций на тему битвы, поединка, противостояния, в которых присутствовали страсть и ярость. В каждой конкретной работе художник ставил перед собой определенную творческую цель, диктующую особенности композиции и живописного языка.

Одна из последних его работ - копия центрального фрагмента с утраченной фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» (Зал Большого совета дворца Синьории во Флоренции. 1503-1506). На обороте холста есть авторская пометка: «Копия с оригинала, сохраненного Д. Вазари во Флоренции», которая является своеобразным ключом к пониманию поставленной им художественной задачи. Конечно же, Вениамин Иванович не был во Флоренции, и не видел оригинал, ведь он утрачен… Он мог видеть только репродукцию самой известной копии с картона этой стенной росписи, принадлежащей Рубенсу и хранящейся в Лувре. Но серьезное изучение творчества старых мастеров, и, в частности, Леонардо, позволило ему проникнуть в структуру живописного языка гения эпохи Возрождения, понять его цветовую систему и, даже не видя фрески, создать оригинальную копию, точнее, версию, которая по своим художественным достоинствам и эмоциональному накалу стала совершенно самостоятельным произведением искусства. Клубок людей и животных с холста Леонардо, тесно переплетенных между собой, переплавлен мастером в более современные условные формы и ритмы, но он также пластически выразителен и эмоционально напряжен. Голова в крутом повороте одной лошади и круп другой, выступающие светлыми пятнами на черном фоне, написаны столь мастерски, и с такими тончайшими цветовыми градациями, подчеркивающими объем, которые характерны только для кисти старых мастеров. Композиция создана в цветовой гамме того времени, мощно, темпераментно, свободно и легко. В ней лишь несколько цветовых зон и ограниченное количество точных и упругих линий, рисующих головы и фигуры воинов. Это классический прием, о котором говорил еще Доминик Энгр: «Чем проще линии и формы, тем больше красоты и силы. Всякий раз, когда вы расчленяете формы, вы их ослабляете. Изучая натуру, обращайте внимание, прежде всего, на целое».

В контексте творчества художника эта картина еще раз подтверждает стремление и любовь автора к ясной композиции, крупным формам и цветовым контрастам. Основой, как всегда, является точный и выразительный рисунок академической школы. В работе есть и страсть, и ярость, и мощно выраженная энергия движения, и красота формы. Это - настоящий шедевр! Живопись настолько сочная и красивая, что трудно оторвать взгляд. Так и хочется воскликнуть: «Да здравствует ВОЗРОЖДЕНИЕ!». Именно такими словами Вениамин Иванович закончил свое выступление на открытии програмной выставки живописи «От супрематизма до Леонардо да Винчи» (2009).