Activ

banner pgu

Партнеры

oblast001.jpg

/images/oblast002.jpg

Мы в соцсетях

 


Главная Коллекция

Коллекция

Магнитогорская картинная галерея – музей современный, коллекция которого, в основном, представлена искусством XX-XXI вв. В собрании Магнитогорской картинной галереи имеются коллекции живописи, печатной и станковой графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Число музейных экспонатов составляет 7672 единиц ва. й научно-исследовательской и просветительской работы в области развититя изобра хранения (основной фонд – 5744 единицы хранения; научно-вспомогательный фонд – 1928 единицы хранения). Формирование музейных фондов ведётся по темам «Творчество художников Урала», «Художественная летопись Магнитки», «Пушкиниана», «Слово о полку Игореве», «Бажовские сказы», «Народное творчество», «Художники Магнитогорска».

Основой собрания послужил дар Союза художников СССР – это свыше 1200 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, составивших коллекцию «Творчество художников союзных республик». В коллекции представлено искусство четырнадцати союзных республик бывшего СССР. По понятным причинам это направление комплектования в настоящее время неперспективно, но картины живописцев: азербайджанца Т. Нариманбекова, латыша И. Зариня, украинки Т. Яблонской, киргизов С. Торобекова, Д. Адашкановой, художников из Белоруссии (М. Савицкий) и Молдавии (В. Руссу-Чобану), других регионов, по-прежнему служат украшением выставочных залов. Имеются в собрании галереи и изделия прикладников из ближнего зарубежья: керамика из Узбекистана, Грузии, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Армении; гобелены, изделия из кожи и янтарь из Прибалтики; украинский текстиль и т. п.

Собрание музея составляют в основном произведения современного искусства 1930-2000-х гг., но строгого ограничения временных рамок нет. Большая часть коллекции относится по хронологии создания к середине ХХ века, имеются единичные экземпляры XIХ века. Различны стилевые характеристики произведений коллекции: академический реализм, социалистический реализм (в том числе так называемый «суровый стиль»), абстракционизм, современные версии импрессионизма и постимпрессионизма, концептуальное искусство.

Галерея гордится своими собраниями живописи (более 600 экспонатов), графики (более 3500 экспонатов), скульптуры (более 100 экспонатов) и декоративно-прикладного искусства (более 1 400 экспонатов). Вот далеко не полный перечень имен экспонентов: живописцы Борис Иогансон, Семён Чуйков, Георгий Ряжский, Николай Ромадин, Александр Тышлер, Виктор Попков, Пётр Оссовский, Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников, Илья Глазунов, Георгий Нисский, Наталья Нестерова; графики Владимир Фаворский, Евгений Кибрик, Фёдор Константинов, Дмитрий Бисти, Кукрыниксы, Борис Ефимов, Юрий Васнецов; скульпторы Николай Андреев, Лев Кербель, Николай Томский, Виктор Цигаль, Аделаида Пологова, Андрей Марц, Сарра Лебедева, Михаил Переяславец и другие. Выполнен качественный подбор собрания прикладного искусства из основных центров народных промыслов России: Дымково, Филимоново, Каргополь, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Жостово, Ростов, Палех, Мстёра, Федоскино. В коллекции художественного стекла экспонаты из традиционных центров стеклоделия – Дятьково, Гусь-Хрустального, Киева, Львова, заводов Прибалтики и Белоруссии.

Самое пристальное внимание уделяется собранию искусства Урала и Зауралья. На настоящий момент оно является одним из самых значительных и насчитывает свыше 1100 экспонатов. В составе этой коллекции произведения авторов из Екатеринбурга, Уфы, Челябинска, Кургана, Тобольска, Тюмени, Златоуста, Нижнего Тагила, Оренбурга, Перми, Магнитогорска. Это живописцы Борис Домашников, Виктор Ни, Владимир Якивец, Герман Метелев, Виталий Шилов, Геннадий Мосин, ВладимирЗозуля, Александр Бурзянцев; графики Виталий Волович, Владимир Сысков, Михаил Курушин, Станислав Ковалев, Виктор Кадочников; прикладники Надежда Бочкарева, Людмила Кудрявцева, Галина Пермякова, Елена Щетинкина; скульпторы Александр Кудрявцев, Паисий Фоминых, Владимир Цепелев, Владимир Жариков, Михаил Таран, а также многие другие. Достаточно полно собрана ювелирная школа Екатеринбурга – Владислав Храмцов, Владимир Устюжанин, Леонид Устьянцев, Владимир Комаров, Владимир Ветров, Борис Гладков, Михаил Лесик, Владимир Сочнев и другие. Небольшими подборками экспонатов представлены традиционные уральские и зауральские промыслы: каслинское литье, камнерезная пластика Кунгура и Красного Ясыла, уральский расписной поднос, тобольская резная кость.

Продолжает пополняться собрание по разделу «Художественная летопись Магнитки». Её ядро составили работы (преимущественно индустриальные пейзажи и портреты рабочих типажного плана) художников, работавших на Магнитострое в 30-е годы (это Борис Пророков, Николай Аввакумов, Ярослав Титов, Василий Хвостенко, Фёдор Модоров, Екатерина Зернова, Кукрыниксы и др.). Кроме того, в разное время приобретались или были получены в дар произведения магнитогорцев Николая Рябова, Александра Аверина, Виктора Антонова, Михаила Любельского, Фёдора Разина, Константина Черепанова, Юрия Осовитного, Вениамина Захарова-Холмского, Александра Лаптева, Владимира Ванюкова, Юрия Жулина, Альбины и Виктора Портновых, Ивана Логвиненко и многих других. Всего в музее уже около 900 работ местных авторов разной тематики.

Раздел русского искусства 18-19 веков малочисленный (56 произведений). Это преимущественно графика русских художников и единичные экспонаты живописи и скульптуры. Среди них офорты Ивана Шишкина и небольшая коллекция работ мастеров русской гравюры из дубль-фонда Русского музея (А. Егоров, С.Галактионов, И. Ческий, А. Ухтомский, И. Пожалостин, И. Щедровский, И. Репин, В. Маковский, В. Матэ, и другие); мелкая пластика А. Звенигородского, полотно Аполлинария Васнецова.

В собрании современной западноевропейской графики хранятся 518 книжных знаков художников Германии, Франции, Италии, Чехословакии, Голландии и других стран (Я. Баттерман, И.Боуда, Я. Водражка, Г. Годуэн, Д. Юрген и др.), полученных в дар от коллекционера С. Ивенского.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!